15:15 - 15:25
Вячеслав Тимченко. Кировская область: профилактическая работа и поддержка населения в условиях пандемии
Далее
в эфире
15:25 – 15:50
Люди РФ. 305 детей Валерия Асикритова
15:50 – 16:00
От советского Информбюро
16:00 – 16:10
Новости
16:10 – 16:15
Обзор «Российской газеты». Выпуск 9 апреля 2020 года
16:15 – 16:55
Историограф
16:55 – 17:00
Региональная пресса. Выпуск 8 апреля 2020 года
17:00 – 17:10
Новости
17:10 – 17:15
«Парламентская газета». Обзор номера от 3 апреля 2020 года
17:15 – 17:25
Ольга Ковитиди. Пандемия COVID-19: ситуация в Республике Крым
17:25 – 17:55
Документальный фильм "Горный ветер Басегов"
17:55 – 18:00
Обзор «Российской газеты». Выпуск 9 апреля 2020 года
18:00 – 18:15
Новости
18:15 – 18:30
Анетта Орлова. Самоизоляция: польза или испытание для семейных отношений?
18:30 – 18:45
Знакомьтесь – сенатор Важенин
18:45 – 18:50
На законных основаниях. Новые пособия на детей 3-7 лет
18:50 – 19:00
«Парламентская газета». Обзор номера от 3 апреля 2020 года
19:00 – 19:15
Новости
19:15 – 19:25
Константин Косачев. Необузданные аппетиты США на фоне пандемии
19:25
Крупным планом. COVID-19: жизнь в период пандемии

Кино на вылет? Почему государство на кинорынке работает себе в убыток?

Коллаж: «Вместе-РФ»
Коллаж: «Вместе-РФ»

Общим местом стало упоминание, что во времена СССР киноиндустрия стояла на втором месте по прибыльности после ликероводочного комплекса. По 40 – 60 миллионов зрителей собирали кассовые комедии Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Георгия Данелии. Сейчас, конечно, и время другое – интернет многим заменил если не всё, то почти всё. В том числе, и поход в кинотеатр. За минувший год реальных, а не виртуальных зрителей отечественных картин набралось 7,5 миллионов человек. По сравнению с прошлыми достижениями – результат мизерный. В топ-листе за последние годы по кассовым сборам – голливудские блокбастеры («Аватар» – 120 млн $, «Пираты Карибского моря» – 63,5 млн $). К ним попытались приблизиться наши «Движение вверх» (54 млн $) и «Сталинград» (52 млн $). Но на этом список российских киноуспехов (если считать кассовый сбор таковым) практически заканчивается. С 2012 года Фонд кино в общей сложности выделил на съемки около 41 миллиарда рублей финансирования.

кадр из фильма "Матильда" (2017), режиссер Алексей Учитель
Фото: кадр из фильма «Матильда» (2017), режиссер Алексей Учитель

За это время окупилось только 19 картин, 141 – в убытке. Яркий, во всех смыслах этого слова, проект Алексея Учителя «Матильда» тому пример. Господдержка – 280 миллионов рублей, весь бюджет – 1,5 миллиарда, в прокате собрано только 537 миллионов. «Не помогла» даже мощная антипиар-кампания. В должниках у Минкульта множество студий. Пока их суммарный безвозвратный долг около 750 миллионов рублей. По этому году статистика сохраняется – «в плюсе» только 8 фильмов из более чем полусотни. Лидеров так мало, что можно их всех перечислить поименно – «Т-34», «Бабушка легкого поведения 2», «Миллиард», «Любовницы», «Трезвый водитель», «Давай разведемся!», «Верность» и «Балканский рубеж». Надо отдать должное профильному министерству – теперь оно позволяет контролировать и следить за расходами на кинопроизводство. В конце концов, это деньги налогоплательщиков, и они должны «голосовать рублем» не только в кинотеатрах. Минкульт открыл базу данных ЕАИС (Единая автоматизированная система сведений о показе фильмов в кинозалах). На сайте практически в режиме реального времени можно отслеживать все успехи и провалы отечественного кинематографа.

«Конечно, публикация данных о государственной финансовой поддержке кинопроектов — большой шаг вперед в обеспечении прозрачности использования средств налогоплательщиков, но даже беглый анализ этих данных порождает новые вопросы к механизмам выделения этих средств. С одной стороны, глядя на результаты лидеров рейтинга, задаюсь вопросом: почему система выделения безвозвратных средств не предусматривает возврата этих «безвозвратных» средств при получении проектом значительного результата?»

Олег Березин, генеральный директор студии «Невафильм»
кадр из фильма Союз спасения 2019 режиссер Андрей Кравчук.jpg
Фото: кадр из фильма «Союза спасения» (2019), режиссер Андрей Кравчук

Каждый из предполагаемых блокбастеров кроме государственной поддержки, как правило, имеет еще и надежный якорь в виде со-спонсорства одного из федеральных каналов. Это и открытая реклама, и информационные сюжеты о съемках, показах. Но даже такая «подушка безопасности» не всегда выручает. Масштабная премьера «Союза спасения» тому подтверждение. Новая киноэпопея в первые дни проката с разгромным счетом уступила комедийному «Холопу». Декабристы из «Союза спасения» собрали пока 125 миллионов рублей выручки, а развеселый «холоп-попаданец» заработал 323 миллиона. Возможно, дело в том, что зритель просто устал от навязчивых попыток погрузить его в «ушедшую натуру»? И если воспринимает такие попытки, то легкие и не очень навязчивые?

«Это вообще огромная проблема — что за ревизией прошлого, за воскрешением мёртвых российские кинематографисты банально забывают о крепком сценарии, вдумчивой игре актёров, свежей картинке и прочих важных вещах, за которые мы во многом и любим кино. Сейчас же нам зачастую подсовывают пересказ уже случившихся событий, но в новой трактовке. Вот только «новизна» её напрямую зависит от желания заказчика и конъюнктуры нынешнего времени»

Платон Беседин, писатель, критик

В «патриотическом» кино-сегменте тоже не все удачно. «Т-34» к аудитории приехал удачно, а вот «Ржев», как выражаются сегодня, «не зашел». Не очень хороши и показатели драматичного «Француза». Такое впечатление, что зритель устал от бесконечных экранных исторических переосмыслений и реминисценций.

«Однако год 2019-й показал: зритель устал от того, что ему снова и снова пихают просроченный кисель, который выдают за актуальную панакоту. Да сколько можно уже? О Харламове сняли — теперь о Яшине надо кино? И так по всем историческим событиям пройдёмся?»

Платон Беседин, писатель, критик
кадр из фильма Холоп 2019 режиссер Клим Шипенко.jpg
Фото: кадр из фильма «Холоп» (2019), режиссер Клим Шипенко

Тем не менее, последний уик-энд 2019 показал неплохие кино-результаты. Предновогодняя выручка кинотеатров составила 950 миллионов рублей. В лидерах - комедийный «Холоп», но на втором месте проблемный «Союз спасения». Посмотрим, как покажут себя отечественные кинопроизводители в этом году. Тем более начался он масштабно. Накануне на экраны вышел давно ожидаемый многими фильм – «Вторжение» от режиссера Федора Бондарчука. Сиквел научно-фантастического «Притяжения» стал эффектнее своего предшественника. Здесь ещё больше спецэффектов, да и градус эмоционального напряжения на экране заметно вырос. Посмотрим, заплатят ли зрители за дорогой аттракцион и наверное поймем, где баланс между желанием зрелищ и пищи для ума.

Михаил Михайлов, «Вместе-РФ»


ВМЕСТЕ-РФ в Telegram

Похожие новости: