РЕПОРТАЖ: Опасности «вторички»
Станислав - юрист из Смоленска. Показывает квартиру брата Дмитрия, участника СВО, который, вернувшись с фронта, может остаться без жилья.
На свои «боевые» военнослужащий купил двухкомнатную квартиру у пожилой женщины. Но примерно через год пенсионерка вдруг заявила, что действовала под влиянием мошенников и потребовала вернуть жилье.
«Основание по иску указано – введение в заблуждение продавца при продаже. При этом, само собой, при приобретении Дмитрием были собраны все документы. Были представлены все справки от продавца. Сделка была проведена по безналичному расчету. Все было зафиксировано. Стоимость рыночная», - рассказывает Станислав.
Квартиру недалеко от центра Смоленска Дмитрий приобрел за 2,5 миллиона рублей. С момента покупки она выросла в цене - с учетом инфляции и ремонта, который начал делать брат.
После подачи иска бывшая владелица квартиры внезапно поменяла номер телефона, поэтому связаться с ней не удалось. Но она обвиняет в мошенничестве самого Дмитрия. А пока боец на передовой, разбирательство по судебному делу стоит на паузе.
Таких историй по стране - тысячи. Ежегодный ущерб от мошеннических схем на рынке вторичной недвижимости превысил 200 миллиардов рублей.
«По данным Российской гильдии риелторов, число судебных споров, в которых владельцы пытаются вернуть недвижимость после сделки, увеличилось в последнее время примерно на 20%. Отдельные источники в СМИ называют цифру в 3 тысячи оспоренных сделок. Другие говорят о 6 тысячах», - рассказывает президент Федеральной нотариальной палаты РФ Константин Корсик.
Стопроцентной гарантии, что сделка не будет оспорена, нет. Даже если жилье покупается в ипотеку с использованием материнского капитала, а значит, дополнительно проверено банком и Социальным фондом. Прецедент из Якутии – тому пример.
Ольга Аргунова купила у пенсионерки небольшую двушку за 5,5 миллионов рублей. Взяла кредит, вложила маткапил. Но радость от новоселья была недолгой - продавец попыталась оспорить сделку, ссылаясь на то, что была неадекватна в тот момент. Повторная судебно-психиатрическая экспертиза не подтвердила это заявление, следует из письма Верховного суда Якутии в ответ на запрос Вместе-РФ.
Незаконную сделку с недвижимостью можно оспорить в течение трех лет. И не позже, чем через год, если права одного из участников были нарушены. Эти сроки не распространяются на случаи, когда, например, объявились наследники или родители использовали для покупки жилья маткапитал, но не выделили детям доли.
Чтобы исключить риски, эксперты советуют заверять договор купли-продажи у нотариуса с видеофиксацией, установить через «Госуслуги» самозапрет на сделки без личного участия и обращаться только к аккредитованным специалистам. Их контакты содержит официальный сервис проверки риелторов.
Над дополнительными мерами, которые гарантируют юридическую чистоту сделок с недвижимостью, сейчас работают парламентарии. Новый законопроект поможет освободить рынок риэлтерских услуг от дилетантов. Доклад о выполнении данного распоряжения должен быть представлен в Правительство до 31 марта будущего года.
Подробнее - в сюжете.