Сенатор Белоусов: закон о ГМО нуждается в доработке
Законодательство в области генно-инженерной деятельности требует дальнейшего развития. Об этом заявил замглавы комитета СФ по аграрно-продовольственной политике Сергей Белоусов на выездном совещании, посвященном этой проблеме.
Запрет на выращивание и ввоз в Россию генно-модифицированных растений, животных и продуктов верхняя палата парламента одобрила еще пять лет назад. За его нарушение тогда же был установлен штраф – от 10 тысяч до полумиллиона рублей. При этом закон не препятствует продаже ГМО-продукции, которая не попала в список запрещенной. Также нет запрета использовать ГМО-организмы в научных целях.
Но, по прошествии времени, сенаторы пришли к выводу, что одним этим документом проблемы не решить. Тем более, что и сам закон нуждается в доработке.
«Закон, который был 2016 года, он уже явно подустарел. И наша задача как парламентариев его усовершенствовать... Совсем недавно мы разбирали закон о «зеленых продуктах», продуктах с улучшенными характеристиками. Это все вяжется в общую кучу. Недавно мы закон по органике приняли. Есть уже какой-то эталон – к чему стремиться», - заявил Белоусов.
Выездное заседание экспертного совета прошло во Всероссийском государственном Центре качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов – научной площадке, где десятилетиями занимаются генными исследованиями.
В состав экспертного совета кроме сенаторов входят ученые аграрии и селекционеры. Участники заседания осмотрели лаборатории центра, а затем в формате «круглого стола» обсудили актуальные проблемы использования ГМО, в том числе особенности законодательного регулирования в этой сфере. Полный запрет ГМО-технологий – не выход из положения, отметили участники встречи.
«Нет ни одного человека, который бы сказал, что ГМО-технологии развивать не надо. Это надо, и страна здесь должна выйти на передовые позиции. И мы должны ими владеть. Но, прежде чем регулировать эту деятельность, снимать какие-то ограничения, мы должны с вами выяснить и оценить эти риски – как, с точки зрения экологии, биотехнологии, экологии, накопления вредных веществ, пестицидов. И еще один момент – экономические проблемы», - заявила вице-президент РАН Ирина Донник.
Во многих странах Европы запрещено выращивание и продажа ГМО-продукции, но чаще всего он распространяется только на отдельные культуры. Полный запрет есть в Новой Зеландии, Италии, Швейцарии и Японии. В США выращивание ГМО-растений и разведение ГМО-животных распространено практически повсеместно.
Россия изучает мировой опыт, но в этой сфере идет своим путем. По итогам выездного заседания, экспертным советом Верхней палаты парламента было решено признать необходимой обработку поступающего в Россию генномодифицированного зерна, а также восстановить государственный контроль за сферой оборота и применения пестицидов.